«Стопудовое давление» на малый бизнес: «находкинский сценарий»

«Стопудовое давление» на малый бизнес: «находкинский сценарий»
13:55, 19 декабря 2015

Находкинская компания с 22-летней историей оказалась на грани разорения из-за решения эффективных менеджеров порта выгрузить тонны металла у въезда в здание.

История малого предприятия — ООО «Дальтехсервис-Находка» («ДТС-Находка») из города Находка, начинается в далеком 1993 году, когда в России началась приватизация. Именно в тех «бурных» 90-х, несмотря на пресловутый находкинский бандитизм, всеобщий раздрай, повсеместное «кидалово» и всевозможные дефолты, компания развилась, окрепла и прочно встала на ноги. И даже двукратный рост доллара в 2014 году компанию «не убил». Вот, что значит «старая закалка». А занимается «Дальтехсервис-Находка» довольно обширной деятельностью, связанной с поставкой и обслуживанием спецтехники: поставляет тяжелую технику, навесное оборудование, запчасти;осуществляет ремонт и сервисное обслуживание техники, принадлежащей более чем пятидесяти компаниям Приморья и других дальневосточных регионов;доставляет смазочные и расходные материалы и т.п.

Тогда, в 1993-м, еще именуемое в то время — АОЗТ «Дальтехсервис» получило в виде вклада в уставный капитал здание и право пользования землёй под ним на территории Находкинского морского торгового порта (НМТП) от этого же порта. Владела компания этим зданием тогда, владеет им и сейчас. Правда, со временем, по странному и непонятному для «Дальтехсервиса» обстоятельству, земля под этим зданием оказалась в собственности НМТП. Видимо, порту было удобно выкупить у государства и оформить в собственность весь участок земли, не выделяя этот «островок» под чужим зданием — чего там мелочиться. Да и поставить в известность владельца здания о выкупе земли под ним почему-то тогдашние руководители порта не посчитали нужным.Пока жили мирно-дружно, по-соседски, вроде бы и ничего страшного, но позжевсё это превратилось в проблему.

А сейчас в жизни ООО «Дальтехсервис-Находка» случилась форменная беда — теперь к его зданиюна территории порта подъехать практически невозможно. А заехать внутрь производственных помещений: бокса для проведения работ, склада для погрузки-разгрузки техники, гаражаневозможно в принципе –просто не откроешь ворота. Этому препятствуют многотонные «залежи» металлолома, а то и вовсе железные балки, которыев ночь на 25 ноября 2015 г. были расставлены по периметру здания и аккурат напротив ворот производственных помещений и склада. То есть, компания по-прежнему получает заявкиот партнёров на ремонт и обслуживаниеспецтехники, доставку грузов, вот только выполнить эти заявки не может: потому что въезды (они же – выезды) наглухо блокированы железом. Как рассказал корреспонденту «Примрепа» руководитель коммерческого подразделениякомпании Виктор Лозицкий, только за неполный месяциз-за этой блокады «Дальтехсервис-Находка» потерял свыше миллиона рублей. Это и сорванное выполнениеработ по заявкам, и вынужденный простой техники, и сокращение зарплат и иных выплат персоналу. Растет социальная напряженность в коллективе, а договориться с владельцами металлолома не получается.

«Пропускная» предыстория

Сейчас НМТП именуется ОАО «ЕВРАЗ НМТП» и входит в состав крупнейшего российского холдингас управляющей компанией – ООО «ЕвразХолдинг» в Москве. И только небольшая часть на территории порта – здание ООО «Дальтехсервис-Находка», остается «островком независимости» от ЕВРАЗа. Так сложилось исторически. Как рассказал Виктор Лозицкий, въезжают и проходят работники «ДТС-Находка» к себе на работу через проходную порта по пропускам, которые выдаёт порт. То есть, в принципе, чисто теоретически, если руководителипорта захотят – они никого внутрь порта не запустят.

Длительное время ЕВРАЗ взимал за выдачу пропусков деньги, но первая «стычка» между портом и «ДТС-Находка» случилась год назад, когда в разгар экономического кризиса это малое предприятие получило счет от порта за выдачу пропусков для прохода и проезда сотрудников компании,где сумма превысила 200 тысяч рублей. ООО «Дальтехсервис-Находка» попыталось договориться с ЕВРАЗом — мол, «из чего же складывается такая немалая сумма и нельзя ли снизить плату? Не на чужую ведь территорию идем и едем, а на свою собственную!»Но договориться не получилось…В итоге «ДТС-Находка» был вынужден обратиться за разъяснениями о правомерности данной оплаты в Управление ФАС по Приморскому краю и половину 2015 года потратил на выяснение отношений с ЕВРАЗом. В результатеУФАС в сентябре 2015 годапризнало – да, деньги за пропуска взимать нельзя, это нарушение закона о защите конкуренции.

Испытание «водой», «землей» и «границей»

Но спором о том, кто имеет право проезжать/проходить бесплатно, дело не закончилось. Видимо, 2015 год стал последним для этой маленькой компании в том смысле, что принято называть «мирным соседством». Потому что уже летом этого года, после первого же рассмотрения вопроса о пропусках в УФАС, здание «Дальтехсервис-Находка» вдруг «отрезали» от воды. Конечно же, никакого злого умысла – ремонтные работы. Правда, как рассказалВиктор Лозицкий, других соседних ЕВРАЗовскихзданий это отключение и не коснулось, при этом визуально никаких ремонтных работ не видно было вообще.

А потом, опять же в 2015, на фоне «пропускной стычки», выяснилось, что здание ООО «Дальтехсервис-Находка» оказалось включенным в границы пункта пропуска. Дело в том, что, действительно,территория порта находится в границах пункта пропуска и там осуществляют работу пограничники, таможенники и иные специальные службы. Да вот беда: «ДТС-Находка», имея по уставу очень широкий перечень видов деятельности, а основной — «прочая оптовая торговля», не изъявлял желания быть включенным в эти границы пункта пропуска, так как не обладает статусом Duty free и не может по законунаходитьсяна данной территории. Вот и получился такой незаконный «магазин» на границе.Да и, помимо торговли, нет в уставе данной компании видов деятельности, которые разрешаются в границах пункта пропуска законодательством. И, вряд ли, без согласия собственника зданияможно включать его в число режимных объектов. Но «ЕВРАЗ НМТП» при подаче документов на организацию пункта пропуска, не уведомил ни собственника здания «ДТС-Находка», ни межведомственную комиссию о наличии на данной территории недвижимости сторонней организации с несоответствующими пункту пропуска видами деятельности. И теперь, когда работники «ДТС-Находка» стали заходить на свою территории, они как бы пересекали погранзону. И клиенты их – тоже пересекали погранзону. И техника. И даже собаки с кошками, вздумай их пронести работники этой компании к себе, тоже пересекали бы погранзону. Пришлось руководству ООО «Дальтехсервиса-Находка» обращаться в УФСБ по Приморскому краю, в Росграницу и в Дальневосточное таможенное управление с просьбой отменить эти принудительные «заграничные поездки», которые, по сути, осуществляются в пределах Находки.

Из письма руководства ООО «Дальтехсервис-Находка» в ФСБ, Росграницу и ДВТУ:

«Самовольное включение ОАО «ЕВРАЗ НМТП» здания, принадлежащего ООО «ДТС-Находка» на праве собственности (без уведомления и согласия последнего) в границы пункта пропуска, нарушает права и законные интересы ООО «ДТС-Находка», поскольку лишает его возможности свободно осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность на территории, которая включается в границы пункта пропуска…»

«…На основании изложенного выше считаем, что ОАО «ЕВРАЗ НМТП» незаконно внес в границы морского порта и, соответственно, — в границы пункта пропуска через государственную границу РФ здание, принадлежащее ООО «ДТС-Находка» на праве собственности, чем нарушил как действующие нормативные акты РФ, так и права и законные интересы ООО «ДТС-Находка».

… но пока никому до этого нет дела – граница «на замке»!

И тут же разгорелся еще один спор междуЕВРАЗом и «ДТС-Находка», касающийся земли. Как рассказал Виктор Лозицкий, проблема там выглядит так. Летом 2015 года (когда уже была отключена вода и обнаружился вопрос с границей) Находкинская транспортная прокуратура, по обращению ЕВРАЗа, пришла с проверкой информации о том, что ООО «Дальтехсервис-Находка» незаконно использует чужую землю. И нашла нарушения. И составила соответствующий протокол. При этом транспортная прокуратура, несмотря на наличие в собственности «ДТС-Находка» капитального здания 1971 года постройки, усмотрела в этом «самовольное занятие земельного участка» (ст. 7.1 КоАП РФ). И еще одно совпадение: по жалобе руководства ЕВРАЗа «ДТС-Находка» пришли проверять работники Дальневосточного территориального управления Росграницы.

Не получается брать деньги за пропуска? Тогда можно взять их за землю под зданием! Как говорит Виктор Лозицкий, ОАО «ЕВРАЗ НМТП» решило взимать за, непонятным образом выкупленную землю под чужим зданием, арендную плату. И насчитало так, что за последние три года аренда якобы стоит более 800 тысяч рублей. И это не считая сервитута (право доступа к зданию по земле порта), которое порт за тот же период оценил в сумму более миллиона рублей. Естественно, что после ТАКИХ расчетов, «ДТС-Находка» задумалось о восстановлении своих прав на земельный участок под собственным зданием и обратилсяс соответствующим заявлением в Арбитражный суд Приморского края.

Принудительноеалкотестирование и «тяжкий груз» железа

В то, что сегодня рассказывает Виктор Лозицкий, трудно поверить. Был такой период, когда работникам ООО «Дальтехсервис-Находка», которые шли на работу через проходную порта, охранники пытались навязывать принудительное алкотестирование (!), а руководители ЕВРАЗа даже писали весьма «требовательные»письма по данному поводу. Нет, все понятно, порт – это режимная территория, но зачем уже настолько явно «перегибать»? Вообще, требовать медицинского освидетельствования гражданина РФ на предмет состояния опьянения (а алкотестирование – это, скажем так, предвательноемедосвидетельствование) могут многие ведомства: МВД, прокуратура, суд. Медицинского освидетельствования работника может потребовать работодатель. Но охранник порта точно не может заставить работника другого предприятия «дышать в трубочку» – ну нет такого закона. И таких полномочий у охраны порта тоже нет.

Из жалобы ООО «Дальтехсервис-Находка» в УФАС по Приморскому краю:

- Указанные выше давление ОАО «ЕВРАЗ НМТП» на нашу компанию – субъект малого предпринимательства является умышленным и направлено на создание для нас невыносимых условий ведения деятельности с целью принуждения нас к отзыву направленной нами жалобы в Приморское УФАС России. В связи с данными действиями ОАО «ЕВРАЗ НМТП» наша компания в настоящий время несёт убытки и, при продолжении данного давления, будет вынуждена закрыть свой офис и прекратить дальнейшую деятельность в городе Находка. Это приведёт к сокращению персонала и потере работы до 25 сотрудниками. В связи с изложенным выше просим Вас вынести ОАО «ЕВРАЗ НМТП» предписание о недопущении дальнейших действий в отношении ООО «ДТС-Находка», связанных с недобросовестной конкуренцией и направленных на ограничение конкуренции, и привлечь к ответственности ОАО «ЕВРАЗ НМТП» за указанные выше неправомерные действия.

Ну, а, в довершение всего выше сказанного, в ноябре 2015 года порт(ну, конечно же, чисто случайно и в силу рабочей необходимости) заботливо обложил здание ООО «Дальтехсервис-Находка» многотонным металлом. Как следует из ответа руководства ЕВРАЗа — металл просто некуда было выгрузить, а здесь есть освещение, видеонаблюдение и т.п. Да и чего, мол, жалуетесь – дверь же в офис открывается и на работу ходить можете, значит, все хорошо. А то, что техника не может ни заехать, ни выехать, ремонтным боксом и складом пользоватьсянельзя – так это совсем другое. Как и убыток более миллиона рублей за неполный месяц «стопудового давления».

При этом руководство «ДТС-Находка» не скрывает: «стопудовое давление» со стороны порта может действительно привести к тому, что в Находке предприятие закроется. И аккурат после Нового года, в кризисный период, во время расцвета безработицы, сразу 25 человек могут оказаться«на улице» в поисках работы. Вместе с членами семей пострадает около 100 человек. Как это понимать? Как ответственную социальную политику порта в действии? А главное ведь – все по закону. «Спор хозяйствующих субъектов». «ДТС-Находка» пытается решать споры цивилизованными методами, но пока докажешь, что прав, закроешься. Не будет налогов в местный бюджет. Станет больше безработных. Наверное, этого просто не видят власти. 25 человек в почти двухмиллионом крае – мелочь. Арифметическая погрешность.

Виктор Лозицкий:

— Мы обратились уже во все инстанции. В МЧС мы сообщили о том, что перекрыт пожарный проезд к нашему зданию – и тишина. В полицию (ЛОВДТ) сообщили, что в отношении нас совершаются действия, которые можно оценить, как самоуправство: ответ — «всё законно». Ну, а в отношении Находкинской транспортной прокуратуры: понятно уже, на чьей она стороне! Остается только надеяться, что все это беззаконие удивит приморского губернатора Владимира Миклушевского, которому должно быть не все равно, что малый бизнес гибнет, люди могут остаться без работы, а на крупный холдинг нет никакой управы! Ну должна же работать в крае хоть какая-то власть? На всякий случай, если краевые власти заинтересуются происходящим, сообщаю адрес «места бедствия»: Приморский край, г.Находка, ул.Астафьева, д.1 «T», строение 1


Сергей Ларин


Источник:
Приморский репортер.