Почему у руля администрации морского порта Находка – капитан-«аварийщик»?

Почему у руля администрации морского порта Находка – капитан-«аварийщик»?
21:34, 4 февраля 2016

Василий Меньших стал «главным» для всех моряков, заходящих в порт Находка, имея в активе выброшенный на берег транспортный рефрижератор «Берег Надежды» в 2011 году.

Капитан порта – самый главный человек на вверенной ему акватории. Главнее его никого нет. Любой, даже самый профессиональный и убеленный сединами, капитан судна обязан беспрекословно подчиняться требованиям капитана порта. Если эти требования законны, конечно. Ведь капитан порта – не только «самый-самый» среди капитанов, но и «государев человек», поскольку он работник Федерального государственного бюджетного учреждения и содержится за счет госбюджета.

А вот теперь – немного о том, из каких кадровых резервов назначают капитанов морских портов в Приморском крае.

Не так давно – 15 сентября 2015 года – капитаном морского порта Находка был назначен Василий Меньших. Вот что об этом сообщало авторитетное информагентство PortNews.ru со ссылкой на пресс-службу Росморречфлота:

«На должность капитана морского порта Находка филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» в морском порту Находка назначен Василий Меньших.

Соответствующий приказ № 231/к-мрф подписан 15 сентября 2015 года.

К исполнению обязанностей Меньших приступил с 16 сентября.

Василий Меньших родился в 1960 году (г. Ташкент Узбекская ССР).

В 1982 году окончил Дальневосточное мореходное училище по специальности техник-судоводитель, в 2011 года ФГОУ ВПО «Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет» по специальности инженер.

C 1982 по 1999 годы работал на судах в Приморском крае в должностях помощника, старшего помощника капитана.

С 1999 по 2013 годы работал на различных судах в Приморском крае в должности капитана.

В период с 2013 по февраль 2015 годов — заместитель начальника центральной инспекции государственного портового контроля ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики».

С февраля 2015 по сентябрь 2015 годов — заместитель капитана морского порта по безопасности мореплавания службы капитана морского порта Находка филиала ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» в морском порту Находка…»

Порт Находка — один из крупнейших тихоокеанских портов России, расположен на северо-западном побережье Японского моря в заливе Находка. Навигация в порту открыта круглый год. Морские терминалы порта Находка: Роснефть-Находка-Нефтепродукт, Находкинский Морской Торговый порт, Рыбный порт, Терминал Астафьева, Нефтеналивной терминал Трансбункер, Преображение, Южно-Морской, Южная Лифляндия, Моряк-Рыболов, Каменка…»

«Был шторм, канаты рвали кожу с рук. И якорная цепь визжала чертом!»

За строчками официальной биографии – классическая история кадрового роста капитана. За исключением одного – нет в «прилизанной» официальной версии рассказа о том, как в ноябре 2011 года транспортный рефрижератор «Берег Надежды» под командованием капитана Василия Меньших в Баренцевом море был выброшен на грунт, в результате чего вышла из строя рулевая машина и был остановлен главный двигатель.

В распоряжении редакции «Приморского репортера» имеется документ: Заключение №18/11 по расследованию аварии на море. Заключение составлено в г. Мурманске, в Мурманском линейном отделе В.А. Мехнецовым и утверждено Начальником Северного управления Госморречнадзора А.А. Булатовым.

Если вкратце, то факты установлены следующие: транспортный рефрижератор «Берег Надежды» вышел в рейс Санкт-Петербург — Певек с действующими документами РМРС. Судно укомплектовано экипажем в соответствии со Свидетельством о минимальном безопасном составе экипажа судна. В рейсе вышла из строя кормовая турбина главного двигателя. Для её ремонта по распоряжению руководства ЗАО «РИМСКО» судно прибыло в район Кильдинской Салмы, Баренцево море.

По рекомендации актирующей фирмы, а также после подробного изучения лоции, прогностических карт погоды, капитаном судна было принято решение встать на якорь в традиционном месте якорной стоянки для плавбаз и транспортных судов юго-восточней мыса Могильный. Стоянка планировалась 6-8 часов.

10.11.2011г. в 09.10 московского времени, судно отдало левый якорь в воду, стравлено 5 смычек якорь-цепи (порядка 125 метров каната). Дрейфа судна после постановки па якорь не наблюдалось.

11.11.2011 года на борт судна прибыли специалисты по ремонту турбины, начали ремонт ГД. После ревизии кормовой турбины пришли к выводу, что необходимо менять ротор, так как на нем поломаны 6 крылаток. Результаты ревизии администрация судна доложила руководству компании.

13.11.2011г. 20.00 В связи с усилением ветра до 12-14 м/сек. для исключения возможного дрейфа, длина якорь — цепи увеличена до 7 смычек. ГД переведен в постоят тую готовность.

14.11.2011г. 20.00 Усиление ветра до 24 м/сек, якорь-цепь потравлена до 9 смычек.

В 22.05 обнаружен дрейф судна, для контроля, за натяжением якорь-цепи вызван на бак боцман.

В 22.07 усиление северо-западного-ветра, порывы до 30 м/сек. Принято решение для предотвращения дрейфа дать малый ход вперед. Правый якорь в момент дрейфа не отдавался во избежание повреждения подводного кабеля.

15.11.2011г. в 04.00 отдан правый якорь, в воде 8 смычек каната.

Погода — ветер северо-западный. 28-30 м/с.

В 06.50 запрошена помощь у с/с «Атрия». Получен, ответ о занятости спасательного судна в буксировке СРТМ «Красное Село».

В 07.05 обнаружен дрейф судна в сторону береговой черты.

В 07.12 в координатах Ш — 69 17.5 сев; Д- 034 23.0 вост. судно коснулось грунта. Рулевая машина вышла из строя, ГД остановлен.

Но самое интересное в данном документе — причины аварии. «Основной причиной аварии является неприятие капитаном судна необходимых своевременных мер обеспечению безопасной якорной стоянки в штормовых условиях. Косвенными причинами аварии орган расследования считает стихийные условия (штормовой ветер 25-28 м/c порывами до 35 м/c), недоброкачественный ремонт кормового газотурбонагнеталя ГД, выполненный в порту Сант-Петербург специалистами компании «Брянск-Судодизель-Инжиниринг» перед выходом судна в рейс…» — говорится в документе.

Сведения о причастных к аварии лицах. Меньших В.А., капитан, всего на морском транспорте – 29 лет, последняя должность – 10 лет, на данном судне – 6 месяцев. (на момент 2011 г. – прим. Авт.)

«Выводы и оценка действий причастных лиц. Имело место событие, произошедшее в прямой связи эксплуатацией и повлекшее посадку судна на грунт…Аварийный случай признается аварией на море…»

«Капитан Меньших В.А недооценил погодные условия, не принял необходимых своевременных мер по обеспечению безопасной стоянки судна на якоре при приближении шторма, чем нарушил ст.92 Устава службы на судах министерства морского флота Союза ССР», ст. 61 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации…»

«Нерешительные и запоздалые действия капитана Меньших В.А. (неиспользование второго якоря, даже когда судно сдрейфовало к южному берегу Кильдинского пролива и левый якорь зацепил грунт в 2.2 кбт. от берега, правый якорь не был отдан, и только спустя 5 часов отдали правый якорь) привели к тому, что судно было выброшено на берег…»

«Дата приема документов к расследованию: 2011-12-12

Дата окончания расследования: 2012-01-26»

На всякий случай, если кто не знает, ситуация с аварией «Берега Надежды» получила широкое освещение по всей России. Вниманию читателей предлагаются следующие материалы:

http://www.interfax.ru/russia/217018

http://www.kapitanydv.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=330:-l-r&catid=51:2010-11-01-09-15-55&Itemid=78

http://primamedia.ru/news/dv/28.12.2011/185322/quot-bereg-nadezhdi-quot-razrushaetsya-v-barentsevom-more.html

А чтобы не было разговоров о том, почему про капитана порта Находки Меньших В.А. вспомнили только сейчас, даем ссылку на материал «Новой газеты во Владивостоке», которая уже задавала такой вопрос чиновникам Росморречфлота:

А чтобы не было разговоров о том, почему про капитана порта Находки Меньших В.А. вспомнили только сейчас, даем ссылку на материал «Новой газеты во Владивостоке», которая уже задавала такой вопрос чиновникам Росморречфлота:

http://www.novayagazeta-vlad.ru/306/obshhestvo/nagrada-za-avariyu.html

Если капитана порта назначают – значит, это кому-то нужно?

Как уже говорилось выше: капитан порта – это высший иерарх на конкретной морской акватории. И верится с трудом, что при согласовании в Москве кандидатуры Василия Меньших, работники Росморречфлота (это агентство входит в систему Минтранса) не знали о том, что он совершил аварию на море.

В советские годы, вероятнее всего, такой человек уже не поднялся бы на капитанский мостик, оказавшись на нижестоящей должности, к примеру, старпома. Но неведомая сила (может, простое везение?) тянет капитана Василия Меньших на новые высоты.

Вместе с тем, наверное, руководитель «РИМСКО» Фазил Алиев, как судовладелец, мог бы многое рассказать о том, что же случилось с «Берегом Надежды» и сколько сил, времени и средств было затрачено судовладельцем для того, чтобы потом эвакуировать экипаж, снять судно с грунта и т.п. А может, кому просто очень нужно, чтобы капитаном порта Находка был человек, в биографии которого есть «аварийный момент»? А может, Росморречфлоте не знают про этот эпизод? А может, руководитель ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» Андрей Дрегваль тоже не знает про случай с «Берегом Надежды»? Так почему же у руля администрации морского порта Находка – капитан-«аварийщик»? Значит, это кому-то нужно? Если это так, то возникают еще два вопроса – «кому?» и «зачем?»…

Сергей Ларин


Источник:
ИА «Приморский репортер»


P.S. Редакция «Приморского репортера» в ближайшее время направит официальные запросы в Росморречфлот и Дальневосточную транспортную прокуратуру официальные запросы с требованием разъяснить необходимость назначения А.В. Меньших капитаном порта Находка и законность этой процедуры с учетом аварии на море, которая произошла в 2011 г. в Баренцевом море.