Когда государственные «морские» чины в Приморье начинают «загонять» суда на частные «бочки», начинаются большие скандалы: жалобы в прокуратуру, суды, обращения в ФАС и Минтранс.
«Деньги на бочку», часть 2: «махновщина» в приморских акваториях?
Навязчивые «рекомендации» «швартоваться на бочку»
16 февраля 2016 г. ИА «Приморский репортер» выпустил материал «Деньги на бочку»: приморское море становится «платным»?», в котором рассказал о разгорающемся скандале между судовладельцами и капитана судов – с одной стороны, и капитанами портов Находка и Восточный – с другой. Причина – «новое прочтение» Приказа Минтранса №68 от 29.04. 2009 г. «Об утверждении Правил оказания услуг по организации перегрузки грузов с судно на судно». Шесть лет до этого моряки жили по одному прочтению данного Приказа, а с октября 2015 г. приказ получил «новое прочтение» — «правильное», как считают руководители ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики».
До недавних пор все работало так: судно, заходившее в акваторию любого из морских портов Приморского края, могло беспрепятственно перегрузить с борта другого судна какие-либо генеральные грузы в минимальных партиях – с экономической точки зрения не было смысла грузить с причала. Например, судно могло пополнить припасы, получить воду, продукты, а также погрузить коммерческий груз в виде двух бочек масла или пары коробок специальных мелков для маркирования круглого леса. Причем все таможенные платежи за эту минимальную партию коммерческого груза оплачивались на все 100 процентов, соответственно, не вызывая вопросов ни у капитана порта, ни у таможни.
Однако, начиная с октября прошлого года, Приказ №68 капитаны портов вдруг стали применять по-другому. Теперь, оказывается, якорная стоянка в акватории Находки и Восточного для перегрузки с борта на борт минимальных партий генерального коммерческого груза оказалась «вне закона», хотя в приказ никаких изменений не вносилось. Теперь перегрузить с одного судна (зачастую это буксир или плашкоут) две бочки масла или коробочку мелков на другое судно стало возможным исключительно на так называемом «РПК» – «рейдово-перегру
Получается так: одно и тоже судно, зайдя в порт, может беспрепятственно погрузить те же бочки с маслом, канаты и все остальное в любом месте на рейде порта с буксира или плашкоута при условии, что это будет называться «судовым снабжением». Но если на этом же буксире привезли еще и две бочки масла как груз и оплатили за это 100-процентную пошлину и 100-процентный корабельный (грузовой) сбор, то это, по «особому мнению» капитанов портов, становится уже «крайне опасным» для безопасности мореплавания и загрязнения окружающей среды.
А значит, судно должно сняться с якоря и пойти на специальное место (РПК) на рейде порта Восточный, потому что в порту Владивосток и Находка, с подачи их капитанов, таких мест вообще не стало. Одна проблема – РПК принадлежит частной компании и фактически являет собой «бочку» (зимой – сильно обледеневшую), пафосно именуемую «гидротехнически
Владельцы и капитаны судов, а также морские агенты стали задаваться вопросом: с чего бы это вдруг спустя шесть лет нашлось какое-то «новое» прочтение «старого» приказа с обязательной навязчивой рекомендацией ставить судно на РПК, который принадлежит коммерческой структуре? Задали мореходы и другой вопрос – везде ли работают такие «новаторы» в администрациях морских портов? Ведь помимо Дальнего Востока есть еще и Черное море, и Балтика. Но там о новых прочтениях Приказа №68 ничего не слышно. Именно поэтому судоходные компании, работающие в Приморье, прозвали эту акцию просто – «деньги на «бочку».
Одним из первых тревогу стал бить Иван Кузнецов – представитель находкинской компании «Находка Мэритайм Сервисес», который не только потребовал от капитана порта разъяснений о «новопрочтениях» Приказа №68, но также обратился в Находкинскую транспортную прокуратуру, к полпреду в ДВФО Юрию Трутневу и к главе Минвостокразвити
Впрочем, морская «капитания» в Приморье не осталась в долгу: в одной из местных газет недавно появилась публикация о спорной ситуации с РПК, правда, с другим «окрасом». Например, бывший капитан порта Владивосток, а ныне – советник руководителя и руководитель аппарата ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» Александр Кувшинов рассказывает о том, что РПК, мол, создают исключительно в интересах государства, а капитаны портов занимают «позицию закона». Видимо, под «позицией закона» нужно понимать интересы той самой частной компании, которая является оператором рейдово-перегруз
По следам «Примрепа»: прокуратура, следствие, УФАС
По уже сложившейся традиции, каждая публикация «Примрепа» на «капитанскую» тему (в частности, о пресловутом Приказе №68), сопровождается обращениями в Дальневосточную транспортную прокуратуру в Хабаровске. Редакция просит прокуратуру дать точную правовую оценку тому или иному действию. Так вот, один из наших запросов недавно повлек за собой целую «лавину» действий со стороны правоохранительн
Госморнадзор или капитан порта Меньших – кто «правее»?
Но, как оказалось, в деле «правильной» и «неправильной» трактовки Приказа №68 появилась и еще одна сторона – Находкинский линейный отдел Дальневосточного управления Госморнадзора. 18 февраля 2016 г. именно эта структура в рамках своих полномочий начала внеплановую проверку ООО «Наяда». А теперь небольшое пояснение: ООО «Наяда» — судоходная компания из Находки, компания-судовла
Как оказалось, спор между ООО «Наяда» и капитаном порта Василием Меньших получил продолжение в виде письма, направленного заместителем главного госинспектора Госморречнадзора С.М. Затепякиным в адрес капитана порта Находка. В письме №811 от 23 марта 2016 г. С.М. Затепякин ставит точку в споре такой цитатой: «…нарушений в части исполнения приказа Минтранса РФ №68 от 29 апреля 2009 года «Об утверждении Правил оказания услуг по организации перегрузки грузов с судна на судно», со стороны ООО «Наяда» при организации перегрузки товаров, относящихся к типу грузов, иному, чем навалочные или наливные, и при организации приема судовых припасов, не выявлено, а Ваше обращение, полученное в виде Вашего письма № 90П- 2/392 от 16.02.2016 г., по поводу нарушения действующего российского законодательства
Рекомендации не могут быть незаконными?
А, тем временем, буквально на днях завершилось судебное рассмотрение жалобы Ивана Кузнецова, представителя того самого ООО «Находка Мэритайм Сервисес» по делу № А51-25608/2015 в Арбитражном суде Приморского края. ООО «Находка Мэритайм Сервисес» обжаловало распоряжение капитана порта Находка Василия Меньших, которое как раз касалось постановки на «бочку». И ООО «Находка Мэритайм Сервисес» этот судебный процесс у судьи Ирины Чугаевой проиграло. А знаете, почему? Потому что ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» в своих письменных возражениях пояснило о том, что письмо от капитана порта являлось «информационным» и носило «напоминающий», «уведомительный» и «рекомендательны
Приказ как «камень преткновения» или морская «махновщина»?
Вся эта запутанная ситуация с «бочками»-РПК и разными трактовками Приказа №68 Минтранса РФ наводит на мысль о «театре абсурда», который разворачивается в акватории приморских портов с октября 2015 г. Если Госморнадзор не видит нарушений в том, что судовладельцы и капитаны не выполняют «рекомендации» капитана порта Находки и порта Восточный в части постановки на «бочку» — значит, встает вопрос о том, насколько правильны эти «рекомендации». Если суд в своих решениях уже сегодня признает, что «рекомендации» можно не выполнять, значит, зачем они нужны, эти «рекомендации»? Зачем государственные чиновники дают «рекомендации» по постановке на «бочку», принадлежащую частной компании? Не противоречат ли эти «рекомендации» интересам их федерального, то есть, государственного учреждения? Почему Приказ сегодня можно читать так, а завтра – несколько иначе? Что это за «махновщина» такая, когда сегодня так, завтра – эдак, а послезавтра – по-другому? Не пора ли самому Минтрасу России обратить внимание на свой Приказ и дать ему такое толкование, которое можно воспринимать однозначно. А то сегодня из-за одного «морского» приказа разбираются сразу несколько ведомств – Госморнадзор, транспортная прокуратура, следственный комитет, ФАС и Арбитражный суд!
Виктор Лесников
Источник:
ИА «Приморский репортер»