Росреестр обещает ускориться и минимизировать угрозу мошенничества в сфере недвижимости

Росреестр обещает ускориться и минимизировать угрозу мошенничества в сфере недвижимости
13:14, 25 мая 2016

Но адвокаты все равно советуют при крупных и серьезных сделках не отказываться от проверки «юридической чистоты» процедур и документов.

<Приморское Управление Росреестра распространило весьма интересную информацию о том, как будут производиться регистрационные процедуры с недвижимостью, как будут выдаваться необходимые документы и насколько сократится срок приемки и обработки документов.

Как сообщила корр. ИА «Приморский репортер» помощник руководителя приморского Управления Росреестра Вероника Каплюк, с 1 января 2017 года вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Коротко — Закон № 218 — ФЗ, который предусматривает создание Единого реестра недвижимости и единой учетно-регистрационной системы. В состав этого реестра недвижимости войдут сведения, содержащиеся в настоящее время в кадастре недвижимости и реестре прав.

Росреест обещает: все записи Единого реестра недвижимости будут храниться в надежной электронной базе данных, многократное резервное копирование которой и высокая степень безопасности повысят уровень защиты сведений. Таким образом, Росреестр укрепит гарантию зарегистрированных прав, минимизирует угрозу мошенничества и снизит для граждан и предпринимателей риски операций на рынке недвижимости.

Помимо этого создание Единого реестра недвижимости позволит обеспечить одновременную подачу заявлений, как на кадастровый учет, так и на регистрацию прав, что сэкономит время граждан и сделает операции с недвижимостью более удобными.

С 2017 года жители Российской Федерации смогут сдавать документы на регистрацию прав и кадастровый учет в любом офисе приема-выдачи документов, в независимости от того, где расположен объект недвижимости. К примеру, если земельный участок расположен на территории Владивостока, а собственник проживает в Москве, то ему вовсе не обязательно будет ехать во Владивосток, чтобы подать документы на регистрацию права собственности. Достаточно будет обратиться в любой удобный офис приема-выдачи документов.

Подать документы на государственную регистрацию можно будет по-прежнему и через интернет с помощью портала Росреестра.

Также согласно нововведениям, заявителям будет доступна услуга «курьерская доставка», заказав которую заявитель сможет получить уже готовые документы на дом, необходимо будет только при подаче заявления указать в нем способ получения «курьерская доставка». Данная услуга будет платной.

Вступление в силу нового закона также упростит процесс оформления документов на недвижимость и сэкономит время заявителя. Так за 10 дней будут выполнены и кадастровый учет, и регистрация прав при подаче в регистрирующий орган всего одного заявления. Если заявитель захочет получить одну из услуг Росреестра, то на регистрацию прав уйдет не более 7 дней, а на постановку на кадастровый учет – не более 5 дней. Сохранится только срок (5 рабочих дней), установленный для госрегистрации ипотеки жилых помещений.

Сведения из Единого реестра недвижимости также будут предоставляться быстрее — в течение трех дней вместо пяти.

А вот сроки приостановления госрегистрации наоборот увеличатся. Так, сроки приостановления кадастрового учета объектов и госрегистрации составят: три месяца — по решению госрегистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления); шесть месяцев — по инициативе заявителя. При этом в законе уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз.

В настоящее время регистрация прав по решению госрегистратора может быть приостановлена на один месяц, а по инициативе заявителя — на три месяца.

Отметим, что согласно новому закону, свидетельство о праве собственности выдаваться не будет. Кадастровый учет, регистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из Единого реестра недвижимости, а регистрация договора или иной сделки – специальной регистрационной надписью на документе о сделке.

Комментарий:

Владимир Игнатьев, бизнес-адвокат, руководитель комитета по взаимодействию с контрольно-надзорными органами ПКО «ОПОРА РОССИИ» (г. Владивосток):

Владимир Игнаттьев - главное фото- Для бизнеса по-прежнему имеет значение не столько время, затраченное на оформление документов (хотя и это важно), а так называемая «юридическая чистота» сделки. То есть, грамотное составление всех документов, проверка и перепроверка данных о том, какое обременение может быть наложено (или уже наложено) на недвижимость. Сегодня в Арбитражном суде Приморского края рассматриваются дела, по которым с чисто формальной точки зрения, сроки исковой давности на объект недвижимости истекли еще 20 лет назад. Одно из таких дел сейчас касается здания в городе Находке. Однако истец заявил о том, что с 1993 года он не знал о том, что его права нарушены, а узнал об этом только в 2015 году, поэтому на спорный объект суд наложил обеспечительные меры. Теперь такой объект нельзя ни купить, ни продать, ни заложить, ни снести. При этом еще в середине 2015 года собственник такого объекта и предположить не мог о том, что может случиться такой поворот сюжета. Поэтому, конечно, с одной стороны приятно, что бюрократические процедуры «укорачиваются», с другой стороны – любая сделка на значительную сумму должна быть тщательно проверена, а все договоры купли-продажи и переуступки прав тоже должны получить тщательную правовую оценку адвокатов. Скажу из собственного опыта: некоторые из моих доверителей недовольны тем, что из оборота постепенно выводятся защищенные бланки государственной регистрации прав на имущество и взамен выдаются обыкновенные распечатки с принтера. Серьезный бизнес недоволен такими документами, считает их «бумажками», не доверяет им, разумно предполагая, что такой документ могут изготовить и мошенники. Конечно, единый реестр и электронные базы данных – это хорошо, но отменять спустя два десятки лет защищенные бланки, — наверное, это не совсем правильно. Особенно, если речь идет об имуществе на десятки, а то и сотни миллионов рублей. Поэтому в таких условиях возрастает роль адвокатов, как профессионалов в области защиты прав бизнеса, которые обязаны в несколько этапов проверить «юридическую чистоту» дорогостоящей сделки.


Сергей Спичкин


Источник:
ИА «Приморский репортер»