Рейдеры в погонах и мантиях обитают в Лесозаводске?

Рейдеры в погонах и мантиях обитают в Лесозаводске?
11:12, 15 сентября 2016

Противостояние из-за погранперехода «Марково» набирает обороты c участием местных силовиков.

Краткая предыстория

В любой истории есть «водораздел». Тот момент, который отделяет всё, что происходило до какой-то временной точки, от того, что случилось после неё. В истории пограничного автоперехода «Марково», что расположен на рубеже, отделяющем нашу страну от сопредельного Китая, таким водораздельным пунктом служит смена собственника. Ибо события, их логика в период, предшествовавший 2014 году, коренным образом отличается от всего, что случилось уже после этого события и происходит сейчас.

Итак, «марковская» эпопея начиналась в первые постсоветские годы. Происходившее в предыдущий исторический период налаживание отношений с Китаем потребовало организации международных перевозок грузов между нашими странами. Относительное соседство российского города Лесозаводска и города Хулинь на китайской стороне виделось тогда, как один из возможных благоприятных факторов сближения. Если Петру Великому, задумывавшему основание в устье Невы нового города, приписывают слова: «Здесь будет город заложён!», — подобная фраза о закладке автоперехода «Марково» как-то затерялась в лабиринтах времени. Да авторство её – не суть важно. Главнее – другое.

То, что пришлось организовывать всё сложное хозяйство автоперехода буквально «с нуля» — не государственной структуре, а частному лицу. Прокладывать дорогу, делать рекультивацию заболоченной территории, отсыпку грунта, устанавливать будки-времянки, досмотровую эстакаду, а потом – и более капитальные сооружения для осуществлявших свои функции пограничников, таможенников, других госслужащих, без которых не может обходиться ни один контрольно-пропускной пункт для людей и машин на Государственной границе. Возводить сооружения инфраструктуры для водителей и пассажиров… Все эти объекты, это надо подчеркнуть, находились на земле муниципалитета – Лесозаводского городского округа. Хотя имелось и свидетельство о праве собственности на эти объекты, о принадлежности их частному лицу.

Лучше или хуже – всё зависело от многих причин, — но автопереход действовал до 2014 года вполне в рабочем режиме. (О «нюансах» скажем позже). Может, всё так бы и шло, но…

Произошла смена собственника – имущество перешло во владение предпринимателю Сергею Деркачу, который вот уже более 10 лет развивает в Приморье свиноводство и растениеводство.

 

То ли «свой», то ли «не свой»

Отношение к Сергею Павловичу в Лесозаводске – неоднозначное. С одной стороны, есть понимание, что действующие на территории городского округа предприятия — ООО «Сунгач» и ООО «ПЖХ «Ружино» — не просто собственность бизнесмена, но и источники пополнения муниципального бюджета. К тому же, здесь для местных созданы рабочие места. Поэтому, вроде как, администрации Лесозаводского городского округа нужно холить и лелеять этот бизнес, чтобы он и далее содействовал бы решению вопросов пополнения казны и трудоустройства части населения. Потому-то и дала администрация «зелёную улицу» проектам обустройства погранперехода «Марково» — выдала в 2015 году Сергею Деркачу разрешения на строительство здания автоперехода (№ RU 25307000 – 1115/15), двух эстакад с навесами для досмотра автотранспортных средств (№ RU 25307000 – 1116/15), частной автомобильной дороги (№ RU 25307000 – 1117/15). Эти объекты – уже далеко не те «времянки», которые худо-бедно можно было терпеть в первые годы после запуска автоперехода.

Особое внимание стоит уделить последнему из этих трёх объектов в списке. Частная автодорога тоже входит в комплекс автоперехода «Марково», поскольку никаких государственных или муниципальных дорог, подводящих транспорт к переходу и отводящих от него, изначально не было вовсе. В принципе, эти 730 метров грунтовки и сегодня служат (хотел было написать «верой и правдой», да остерёгся) «транспортной артерией». Той самой, по которой перемещаются и легковые автомобили, и автобусы, и автомобили (в том числе – большегрузные).

Сделаем ещё более глубокий «срез»: проблема крупнотоннажных перевозок, вообще, стала здесь при Сергее Деркаче «камнем преткновения». Но не потому, что собственник плохой и нерадивый, а как раз наоборот. Как рачительный хозяин – новый собственник автоперехода сразу оценил ситуацию. Досмотровую эстакаду надо строить новую – отслужившая 23 года и ныне действующая уже и морально, и физически изношена. Не дай Бог – случится авария… А вопрос о весовом контроле стал, поистине, головной болью для привыкших ездить бесконтрольно перевозчиков (сколько при этом перевезено «неучтёнки» — считай: контрабанды – только «небесной канцелярии» известно). Про то же, что перегруженные автомобили разбивают в пух и прах автодорогу, — разговор особый: попытки работников фирм, принадлежащих Сергею Деркачу, организовать сбор средств – возмещение за эксплуатацию автодороги – нередко наталкивается то на тихий саботаж, то на откровенное противодействие. Введение же весового контроля для многих перевозчиков – оно, вообще, хуже африканской чумы свиней или ещё какой напасти. Особый сказ – про здешних стражей правопорядка. Не только про то, как «регулируется» движение большегрузного автотранспорта с помощью дорожных знаков (по логике, эти указатели должны напоминать о необходимости соблюдать и предельную массу, и нагрузку на ось), но и про «неформальные» взаимоотношения иных водителей из КНР с некоторыми российскими полицейскими (последние, по логике и по закону, должны бы контролировать ситуацию с позиции закона, а никак не в интересах частника-иностранца). Эти «нежные привязанности» между местными «копами» и иностранными водителями, надеемся, заставят призадуматься сотрудникам ФСБ России.

Особое к себе отношение заслужил Сергей Деркач и другим. Тем, как он – с достоинством, но без снобизма – поставил на место должностных лиц «Росгранстроя». А как, собственно говоря, следовало бы поступить? Терпеть дискриминацию и дальше: если на содержание других автопереходов – в части ответственности Пограничной службы ФСБ России – выделяется один объём финансирования, то почему погранпереход «Марково» должен обеспечиваться по остаточному принципу? Назревший в 2015 году конфликт на этой почве едва не привёл к закрытию перехода. И лишь к началу 2016 года мало-помалу ситуация начала «устаканиваться».

…Всё это – то, что касается бизнеса, связанного с обеспечением деятельности пограничного автоперехода. Но это направление деятельности Сергея Деркача – основное, но не единственное в Лесозаводске. Есть здесь ещё современный комбикормовый комбинат, построенный на базе недостроенного в советские годы хлебокомбината. Комбикормовый комбинат – это инвестиционный проект, на который власти не дали ни рубля. Но об этом – как о страшной тайне – никто не торопится рассказывать, как и о роли Сергея Деркача как инвестора в Приморье, хотя продукция предприятия продаётся не только в России, но и в странах АТР – Китае, КНДР и Республике Корея. Почему же молчат об этом «мудрые» лесозаводские «деятели»? Наверное, по той же самой причине, что и их спасские коллеги. Они же с опаской к нему относятся неспроста: в том же 2014 году, когда бизнесмен приобрёл пришедший фактически в запустение автопереход под Лесозаводском, — он же вышел победителем из противостояния с «борцами против ящура». Обвинение в распространении опасного заболевания свиней, выдвинутое краевыми властями, он не просто «отбил» — сумел доказать в суде, что вынесенное в отношении него решение об изъятии поголовья свиней – незаконно, и получил от администрации Приморского края возмещение в сумме 47 млн. руб.

Понятно, что «строптивых» и «своенравных», а, на самом деле, — последовательных, принципиальных и хозяйственных, в лучшем смысле слова, руководителей не просто порой не любят – их опасаются те, кто не чист на руку, кого действия рачительных хозяйственников «выводят на чистую воду» — как «эффективных» (в известном смысле слова) менеджеров.

Такова, как видится, логика противостояния (если не сказать: борьбы) Сергея Деркача с противостоящими ему силами из Лесозаводска. И именно поэтому, когда определённым образом сложилась ситуация, они, эти оппоненты, решили ему нанести удар. Нанести подло, исподтишка…

«Судный День»: как тётя-прокурор сделала «хозяйскую» дорогу «ничейной»

«Судный день» — не зря есть такое выражение. Правда, обычно речь идёт о Судном Дне как о таком событии, когда приходится каждому человеку держать ответ за всё, что успел он совершить в своей жизни – и плохое, и хорошее.

В нашем же случае всё гораздо прозаичнее. Да и суд-то – не Божий, а вполне человеческий, земной. Конкретно: Лесозаводский районный суд Приморского края. Именно сюда, по месту нахождения ответчика – владельца комплекса зданий и сооружений, в совокупности представляющих автопереход «Марково», и обратилась в апреле т.г. администрация Лесозаводского городского округа.

Чем же не устроил муниципалитет владелец перехода? В чём провинился? Оказывается, причиной подачи искового заявления, требующего (тут – внимание!) расторжения договора аренды под означенным выше комплексом, явилась банальнейшая просрочка платежей. Ну, не случилось у собственника в нужный момент требуемой суммы денег, и не заплатил он (так уж случилось, два раза подряд) предусмотренную договором аренды сумму.

Формальное основание – налицо, и вот, собственнику показывают на двери. И никто из работников муниципалитета, похоже, даже не вспомнил в тот миг, что этот-то комплекс, этот-то автопереход и их «кормит», и – отчасти, разумеется, — регион, именуемый Приморским краем. Ведь налоговые и прочие поступления идут в бюджеты — и федеральный, и краевой, и местный… Да и о том, что собственник занимается благоустройством, обеспечением противопожарной безопасности, антитеррористической защищённости и прочими «сопутствующими» видами деятельности. Что безвозмездно (!) передал в пользование представителей федеральных служб необходимые для осуществления функциональных обязанностей помещения… Всё это тоже как-то «выпало из внимания»… И о том, что за свой счёт – без привлечения каких-либо сторонних инвестиций (в том числе – из федерального бюджета) – собственник перехода и заказывал проектную документацию, и другие сопутствующие масштабной стройке документы (переход-то должен функционировать и быть комфортным и для следующих через него пассажиров, и для водителей, и для персонала – пограничников, таможенников, представителей государственных «надзоров»), — тоже почему-то срочно «забыли». Или – не подумали. Ибо думку гоняли, поди, совсем об ином.

Когда собственник попытался было найти выход и предложить муниципалитету два варианта действий – на выбор (либо продать этот земельный участок, либо выкупить находящиеся на нём здания и сооружения), — в ответ получил третий вариант: отказ и от первого, и от второго вариантов. Просто отказ. На том формальном основании, что перед тем не были уплачены арендные платежи.

Не зря говорится, что лиха беда – начало. После того, как собственник автоперехода «Марково» получил в администрации «от ворот – поворот», в дело включились другие властные ресурсы. Первой сказала своё слово Лесозаводская межрайонная прокуратура: в иске, с которым прокурор обратился в суд, изъявлено намерение признать право собственности на объект недвижимости отсутствующим, снять объект с кадастрового учета, аннулировать запись в ЕГРП. Мотивация – проста, как лист бумаги: объект нарушает права жителей городского округа. Да-да, более 20 лет – никому не мешал, а тут, видите ли, случилось… В чём, собственно, состоит это «мешание» — Бог весть.

А суд? (Ох, два века назад не зря Александр Грибоедов устами своего героя – Чацкого – вопрошал: «А судьи кто?..») Суд, ничтоже сумняшеся, выдал решение: «иск удовлетворить».

И – всё. Finita la commedia: не только нынешнее «хозяйство» автоперехода, но и все планы, согласования, утверждения, полученные в надежде на то, что здесь, под Лесозаводском, автопереход станет современным и оснащённым по последнему слову науки и техники, — всё это как в тартарары провалилось…

Да и это оказывается – не всё. Та дорога, которую ещё в первые годы после организации автоперехода «пробили», отсыпали (третий десяток лет она, напомним, так и стоит – грунтовая, а значит, не предназначенная для прохода тяжёлой техники), которая даже на картосхемах обозначена, да толком не оформлена в регистрационных органах, вызвала повышенный интерес у межрайонного прокурора, подавшего иск в суд. Очередной иск против владельца (или – теперь уже снова бывшего владельца?) автоперехода.

19 августа 2016 года судья Маркеев Юрий Анатольевич удовлетворил исковые требования прокурора Лесозаводской межрайонной прокуратуры Разумовой Елены Анатольевны о признании права собственности на этот объект незавершенного строительства, каковую (может, где-то – с натяжкой) здесь все именуют дорогой, — отсутствующим, снять с кадастрового учета и аннулировать запись в ЕГРП.

Оснований для вынесения решения было предостаточно: договор аренды земельного участка под строениями автоперехода – к тому времени был уже расторгнут, выданное разрешение на строительство – аннулировано. Всё было сделано – как при охоте на волка: размечено флажками, за которые – хода нет. Воистину, хороший экспромт загодя подготовлен. Так и здесь чувствовалась основательная подготовка. Получилось, как в известной песне: «Туда – нельзя, сюда – нельзя…» И, как на неудачу, — на суд не явились представители Росреестра, которые своими показаниями могли бы что-то изменить в пользу ответчиков – Сергея Деркача с супругой (двух со-собственников). Никакие контрдоводы, которые бы могли переубедить судью, служителем Фемиды в расчёт приняты не были. А уж о «логике», с которой прокурор, а с её голоса – и судья всеми правдами (скорее, неправдами) доказать, что потребность в «объектах незавершённого строительства» (автодороге с пунктом весового контроля) и законное право на них мешает свободному перемещению граждан – как конституционному праву граждан РФ. Попытки работников предприятия Сергея Деркача навести порядок с транспортным потоком (вспоминаем историю с «большегрузами») в интерпретации суда расцениваются как попытки воспрепятствовать законному перемещению граждан. И подобных «перлов юридической казуистики» — выше крыши.

…Ну, вот, не стало сначала автоперехода, а затем – и дороги к нему. Нет-нет, как географические-то объекты они остались, а, вот, юридически… Теперь они – ничейные, бесхозные. Именно так получается. Кто за них сейчас в ответе? Кто должен платить за них налоги (и должен ли – объектов-то, вроде как, и не значится в государственном реестре)? А зарплату обслуживающему персоналу – дворникам, уборщикам и другим? Инопланетяне, что ли? Вед на это государственным бюджетом денег не предусмотрено.

Вывод из последнего эпизода (последнего ли?) напрашивается сам собой. Прямо-таки червячок сомнения грызёт. Неужели попадаются в нашем «царстве-государстве» такие, вот (как бы поделикатнее высказаться), «ангажированные» служители закона, коим важнее – благорасположение местных и не очень местных «князьков», чем государственные интересы? Как-то не верится, что над иными казёнными зданиями развевается не государственный флаг, а чёрное, с известной картинкой, полотнище «Весёлого Роджера»…

Сергей Деркач, предприниматель, собственник погранперехода «Хулинь-Марково», член приморского краевого отделения «ОПОРЫ РОССИИ»:

Решение Лесозаводского суда, я, конечно же, уже обжаловал в краевом суде. Но хотелось бы отметить, что сегодня в Лесозаводске создан опасный для всей России прецедент – солидарная «работа» прокурора и судьи позволяет безнаказанно «отжать» у предпринимателя любой объект, находящийся в праве собственности. Прокурор Елена Разумова показала – если прокурору какой-то объект не понравился, можно подать иск в суд, мотивируя это якобы имеющимся нарушением прав граждан, и объект, принадлежащий предпринимателю, станет «ничейным». То есть, получается, что в Лесозаводске покупать любой объект недвижимости стало опасно: завтра придут «власть имеющие» в погонах и мантиях и твое сделают «не твоим». При этом, так называемое «правосудие», больше похожее на «раскулачку», действует в Лесозаводске избирательно, — из тысяч объектов для «нападения» избрали только те, которые принадлежат мне и моей супруге. То есть, право собственности в отдельно взятом Лесозаводском городском округе, судя по всему, отменено – авторами этой новации являются прокурор Разумова и судья Маркеев, так это надо понимать? Теперь, когда эту практику апробировали на Лесозаводске, «отжим» зданий и сооружений по иску прокурора можно внедрять по всей стране? Деприватизация уже началась?



Мария Правдина

Источник:
ИА «Приморский репортер»