Ошибка депутата: Геннадий Лазарев обнажил проблемы «Восточной верфи» в неудачный для себя период?

Ошибка депутата: Геннадий Лазарев обнажил проблемы «Восточной верфи» в неудачный для себя период?
11:41, 24 апреля 2021

Рассказы о многомиллионных хищениях на предприятии и заявления о пропавшем миллиарде могут привести к совершенно неожиданному результату.

Громкая «тревога» депутата

24 марта 2021 г. во Владивостоке состоялось очередное заседание Законодательного Собрания Приморского края (ЗС ПК). Прошло оно в формате видеоконференц-связи (ВКС) с участием начальника УМВД Приморья генерал-майора полиции Олега Стефанкова. Депутаты могли озвучить какие-то наболевшие проблемы и чаяния своих избирателей, донести эти чаяния до руководителя полицейского ведомства Приморья.

Но, наверное, полной неожиданностью для многих депутатов (да и для самого Олега Стефанкова), стало выступление депутата ЗС ПК Геннадия Лазарева, бывшего ректора ВГУЭС. Пользуясь случаем, Геннадий Лазарев публично озвучил проблемы АО «Восточная верфь», к которым он относит якобы похищенные с предприятия в период 2011-2016 гг. 300 млн рублей и ещё якобы выведенный миллиард рублей. Нужно понимать, что «Восточная верфь» (бывший Владивостокский судостроительный завод) занимается с судостроением и является исполнителем гособоронзаказа. Депутат Лазарев попросил начальника УМВД Приморья обратить внимание на то, что, мол, заявления о хищениях, поступавшие в полицию, ходили по инстанциям, но до возбуждения уголовных дел не дошло. Генерал Стефанков пообещал разобраться. Ситуация с хищениями на «Восточной верфи» мгновенно была растиражирована в СМИ.

Однако, как показала практика, депутат ЗС ПК Геннадий Лазарев, сообщая о бедственном положении АО «Восточная верфь» сообщил далеко не все факты, которые касаются сегодняшнего положения предприятия. Так, например, возможно, запамятовал Геннадий Иннокентьевич, что он сам является акционером АО «Восточная верфь». И не просто акционером. Он и близкие к нему лица совокупно имеют на руках 62% акций этого предприятия. А сам Г.И. Лазарев вполне официально является председателем Совета директоров АО «Восточная верфь». Поэтому, надо полагать, возможный «минусовой баланс» предприятия может затронуть личные финансовые интересы депутата. Если вдуматься, то, наверное, депутат Лазарев попытался указать начальнику УМВД по Приморскому краю, где и как возбуждать уголовные дела, а трибуну Заксобрания Приморского края использовал, в том числе, для решения личных вопросов. При этом о том, что сам является председателем Совета директоров АО «Восточная верфь», Геннадий Лазарев начальнику УМВД почему-то не сообщил. Тут уже вопрос к организации работы Законодательного Собрания Приморского края и к его председателю Александру Ивановичу Ролику: а что, у краевых депутатов так принято, на встрече с представителями правоохранительных органов задавать не только общественно значимые вопросы, но и поднимать темы, к коим сами народные избранники некоторым образом аффилированы?

«ЭРА», госконтракты, миллиарды и спорные цифры

А теперь – небольшое отступление. У читателя может возникнуть резонный вопрос: а что это за миллиардные цифры, которых, по версии депутата Лазарева, не досчиталось АО «Восточная верфь». И вот тут историю невозможно рассказать без того, чтобы не появился ещё один участник нашего повествования – Акционерное общество Владивостокское предприятие «Электрорадиоавтоматика», более известно, как «ЭРА».

Дело в том, что «ЭРА» – одно из тех немногочисленных предприятий «оборонки» на Дальнем Востоке, которое пережило и бурные девяностые, и благополучные двухтысячные, и дожило до наших дней, обладая достаточно большим портфелем заказов на оснащение объектов оборонки радиоэлектронной «начинкой». Начиная с 60-х – 70-х годов прошлого века АО «ЭРА» (тогда ещё госпредприятие – Прим. Авт) выполняло подрядные работы для АО «Восточная верфь» (которое тоже было госпредприятием), отвечая за электрику и электронику выпускаемых судов. Всего при участии «ЭРЫ» на «Восточной верфи» в 2011-2015 гг. было выпущено и сдано военной приёмке более 25 кораблей. Масштаб просто фантастический. Вот за эти работы АО «ЭРА» и получила свой миллиард. Цены и объёмы работ были согласованы с госзаказчиком, выполненные работы проверены и приняты военной приемкой. Все акты подписаны, все деньги выплачены, вот уже много лет изготовленные корабли бороздят морские просторы. Ещё 230 миллионов рублей (а не 300 млн. как смело «округлил» депутат) – это оплата, которую получило АО «ЭРА» за работу над танкерами. Но об этом – чуть позже.

Самое главное: в указанный период (2011-2016 гг.) директором АО «ЭРА» был Виктор Пестов. Вот за этот период времени у Геннадия Лазарева имеются претензии к АО ВП «ЭРА», ценой аж в целый миллиард. Однако, вы удивитесь, но сегодня Виктор Пестов трудоустроен на АО «Восточная верфь». По крайней мере, в 2017 г. он был принят на «Восточную верфь» советником генерального директора. И нигде нет информации, что Виктор Пестов уволен из АО «Восточная верфь». Так это что же получается: что у Геннадия Лазарева, председателя Совета директоров АО «Восточная верфь» (к слову, советника того же генерального директора на верфи, с ежемесячной заработной платой около 1,5 млн. рублей), нет никаких претензий к бывшему директору АО ВП «ЭРА», который в 2011-2016 гг. руководил этим предприятием, однако, к самой «ЭРЕ» за этот же период финансовые претензии имеются? Казалось бы, чего проще – задать бывшему руководителю «ЭРЫ» Виктору Пестову сакраментальный вопрос про деньги? Но нет, Геннадий Иннокентьевич идёт сложным путём.

Тут, конечно, возникает вопрос: а в чём тогда смысл публичного обращения к начальнику УМВД по Приморскому краю Олегу Стефанкову? Оказать давление на главного полицейского Приморья с трибуны ЗС ПК? Или попытаться найти виновного за не слишком успешную работу «Восточной верфь» в последние 5-6 лет?

Не секрет, что сегодня у АО «Восточная верфь» дела идут не самым лучшим образом. Это, кстати, признаёт и сам Геннадий Лазарев в своём обращении к Олегу Стефанкову 24 марта 2021 года на заседании ЗС ПК. Например, «Восточная верфь» до сих пор не выпустила в положенный срок два катера пограничной службы, которые должны были быть сданы еще в далёком 2019 году в рамках госконтракта, подписанного с ФСБ РФ. К тому же, предприятие на так давно было перекредитовано в «Промсвязьбанке», а суммы кредита – миллиардные. Если, не дай бог, выполнение контрактов по срокам будет срываться и дальше, возможно, последует и дальнейшее увеличение штрафных санкций, и расторжение этих контрактов. В настоящее время размер штрафных санкций по этому заказу составляет уже около 400 млн. рублей, а может стать ещё больше. И кто-то должен за всё это отвечать. Вопрос – кто? Тот, в отношении кого может быть возбудят уголовное дело после обращения краевого депутата к начальнику краевой полиции? Или все-таки может надо задать эти вопросы советникам генерального директора АО «Восточная верфь», в том числе и самому Лазареву Г.И.?

Ошибка депутата: Геннадий Лазарев обнажил проблемы «Восточной верфи» в неудачный для себя период?

Было время, когда работу АО “Восточная верфь” посещал министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Съёмка 12 ноября 2014 г.

Наверное, ещё одной проблемой «Восточной верфи», нужно назвать частую смену руководства. За последние шесть лет на предприятии уже четвёртый директор, причём трое директоров сменились за последний год. Игоря Мирошниченко сменил Олег Сиденко, вслед за Сиденко пришёл Александр Лысенко, которого, в свою очередь, сменил Сергей Баканёв.

«Кто хочет стать миллиардером»?

Важным моментом, показывающим финансовую составляющую работы АО «Восточная верфь» (о чём также Геннадий Лазарев не поведал Олегу Стефанкову), может стать обращение в Первомайскую районную прокуратуру г. Владивостока бывшего врио гендиректора предприятия Александра Лысенко. Это обращение сделано ещё 10 ноября 2020 г. В своём обращении Александр Лысенко не только указывает на то, чтобы была существенно нарушена процедура его увольнения, но и на то, что, какие расходы реально были у «Восточной верфи». Как следует из жалобы господина Лысенко, в 2020 г. ему, как врио директора «Восточной верфи», Геннадий Лазарев предлагал подписать договор компенсации за поручительство перед банком. Геннадий Лазарев станет поручителем, «Восточная верфь» получает кредит, а поручитель (Лазарев) получит за это от «Восточной верфи» 360 млн рублей в год. Если принять во внимание, что кредит может быть выдан не на один год, а на четыре, несложно путём умножения получить сумму, превышающую 1 млрд рублей. То есть, завод («Восточная верфь»), в случае подписания такого договора, должен выплатить своему акционеру и председателю Совета директоров, более 1 млрд рублей за то, что он стал поручителем своего завода? Если это так, то это очень круто! Так может быть, Геннадий Иннокентьевич просто не про тот миллиард задавал вопрос Олегу Стефанкову?

Бывший врио гендиректора «Восточной верфи» Александр Лысенко утверждает, что лишился своей должности именно за отказ подписать договор компенсации за поручительство с оплатой 360 млн рублей в год в пользу поручителя. При этом, как утверждает один из акционеров АО «Восточная верфь» в своём исковом заявлении в суд, для того чтобы уволить Александра Лысенко, в соответствующий протокол Совета директоров завода были внесены искажённые сведения, в которых указаны недостоверные результаты голосования по этому вопросу. Что это? Ошибка? Описка? Фальсификация? Все эти обстоятельства в настоящее время являются предметом разбирательства Арбитражного суда Приморского края (дело №А51-18650/2020) и Приморского следственного отдела на транспорте Дальневосточного транспортного СК РФ. Всю эту информацию Александр Лысенко публично озвучивал в двух судебных инстанциях – в Первомайском районном суде Владивостока и в Приморском краевом суде, где оспаривал своё увольнение. И пусть пока безрезультатно, но ещё, как говорится, не вечер…

По имеющейся у редакции предварительной информации, новый генеральный директор АО «Восточная верфь» Баканёв С.Н. тоже написал заявление об увольнении и дорабатывает положенный по закону срок. Он, конечно, ещё может передумать, право такое у любого работника есть. Но, если причина его увольнения, та же, что и у его предшественника Лысенко, едва ли ему стоит менять своё возможное решение об увольнении: мало ли потом какие «вопросы о миллиарде» могут появиться у «людей в погонах» несколько лет спустя? Возможно, вопрос стоит так: когда на кону – более миллиарда рублей в качестве благодарности за поручительство перед банком, где-то же найдётся тот человек, который такой договор всё-таки подпишет?

И надо же – недавно стало известно, что АО «Восточная верфь» сдаёт в налоговую инспекцию положительный баланс, где нет и намёка на какие-либо недостачи, тем более в миллиардном размере. А ведь об этих недостачах 24 марта 2021 г. Геннадий Лазарев публично сообщил начальнику УМВД Приморья. Акционеры АО «Восточная верфь» получают письма от гендиректора Сергея Баканёва о том, что финансовое положение предприятия стабильно, и предприятие работает без убытков. В 2017 году по инициативе Геннадия Лазарева, было принято решение о распределении прибыли завода в размере 53 млн. рублей в качестве благотворительного взноса в АНОО ДО «Дальневосточный центр непрерывного образования», учредителем которой он являлся в тот период. До этого, еще в 2013 году данной организации по инициативе Лазарева Геннадия заводом был выдан займ в размере 40 млн. рублей, который до настоящего времени не возвращён. Так, может быть, на заводе всё хорошо, если могут приниматься такие решения о финансовой помощи другим юридическим лицам?

В каком всё-таки финансовом состоянии находится АО «Восточная верфь»? Или это состояние периодически меняется по желанию Лазарева Г.И., именно в зависимости от поставленных им перед собой задач?

Говоря о работе «Восточной верфи», нельзя пройти мимо такого коллегиального органа, как Совет директоров. Просто удивительно, как в Совет директоров предприятия, отвечающего за судостроение, почему-то который год не попадает ни гендиректор предприятия, ни судостроители. На сегодняшний день Совет директоров АО «Восточная верфь» выглядит следующим образом: председателем Совета является депутат Геннадий Лазарев (акционер), членами Совета являются Валерий Василенко – бывший прокурор Приморского края, Ирина Хроменко – бывший работник налоговой инспекции, Екатерина Баюрова (племянница Геннадия Лазарева) – её трудовой путь неизвестен, Иннокентий Лазарев, сын Геннадия Лазарева, акционер и тоже не судостроитель, а работник ВГУЭС, а также – бывший вице-губернатор Приморья Геннадий Токуленко и Андрей Мирошниченко (акционер). Тут, конечно, вопрос – насколько уместным является избрание или назначение в Совет директоров компании тех людей, которые оказались там явно не по профилю своей деятельности и в судостроении не разбираются? Но это, скорее, вопрос риторический. Как говорится, невооруженным взглядом видно, что это, вероятно, сделано для организации «правильного» голосования. А такое голосование, наверное, может служить только интересам того, кто сумел консолидировать крупный пакет акций АО «Восточная верфь». А это на сегодняшний день один человек – уважаемый депутат Геннадий Иннокентьевич Лазарев.

Вполне возможно, что громкое заявление Геннадия Лазарева о финансовых проблемах «оборонного» предприятия «Восточная верфь», сделанное 24 марта 2021 года, может привести к несколько иному результату, нежели это задумывалось. Ведь затронув столь щекотливую тему, как финансы АО «Восточная верфь», Геннадий Лазарев поднял целый пласт информации, ранее скрытый от людских глаз, где его собственная роль не выглядит совсем уж идеалистической. Это не считая того, что (выскажем личное оценочное суждение) депутатская трибуна для обращения к начальнику УМВД Приморья, 24 марта 2021 года была использована, в том числе, и для поднятия вопроса о работе предприятия, в котором у депутата имеется «доля личного участия». В случае полноценного расследования, если оно случится, конечно, совершенно неясно, кому в итоге придётся отвечать за слишком вольное расходование средств предприятия? Наверное, известная цитата «Не спрашивай, по ком звонит колокол, он звонит по тебе», подходит к этой ситуации как нельзя кстати…

Продолжение следует…



Источник:
Деловой портал «Золотой Мост»