Криминальное «дежа-вю»: в Приморье активизировались автомобили-«двойники»

Антон Блощаненко: один из первых председателей приморскогокрайисполкома, «губернатор» военной поры
19:31, 24 июня 2015

МОРАС ГИБДД обращает внимание на коварные действия автомобильных мошенников.

Папа – «конструктор», мама-азиатская типография.

Во Владивостоке проявляется новая криминальная тенденция, тесно связанная с ликвидацией бизнеса «распилов» и «конструкторов»: автомобили-«двойники». Об этой тенденции корр. ИА «Приморский репортер» рассказала старший инспектор по розыску отделения №1 МОРАС

УГИБДД УМВД по Приморскому краю, майор полиции Надежда Ковалевич. Для тех, кто не знает – МОРАС (межрайонный отдел регистрации автотранспортных средств) – это бывшее МРЭО.

Как рассказала майор полиции Надежда Ковалевич, в МОРАС все чаще поступают обращения от граждан, государственные номера которых попали в полицейские устройства для видео- и фотофиксации нарушений. На фотографиях полицейских радаров – машины, аналогичные тем, которые есть у хозяев (цвет, марка, кузов и т.п.), правда, есть два отличия. Во-первых, если всмотреться, можно увидеть, что машина не совсем та (тонированные окна вместо нетонированных, другое литье, нет порогов и т.п.). А во-вторых, в тех городах, откуда прилетают штрафные квитанции, настоящий водитель конкретного авто… никогда не был.

Самый свежий случай: 23 июня 2015 г. в МОРАС УГИБДД УМВД по Приморскому краю обратился молодой человек, сам, между прочим, сотрудник одного из подразделений краевой полиции, на машину которого марки «Тойота Харриер» прилетели три пятисотрублевых штрафа аж из Воронежа. С одной оговоркой – данный водитель никогда в Воронеже не был. Причем он может это 100% доказать: как сотрудник полиции он обязан каждый день отмечаться на службе. Кроме того, в дни указанного якобы имевшего место правонарушения в виде превышения скорости он принимал участие в параде Победы.

Надежда Ковалевич говорит, что такие «чудеса» легко объяснимы, если знать ситуацию глубже. Дело в том, что в период конца 2000-х во Владивосток активно ввозились автозапчасти, которые потом путем нехитрых манипуляций превращались в готовые автомашины. Потом на этот «утиль» делались новые документы (не без помощи государственных научных институтов в других городах России) с разрешением замены узлов и агрегатов, после чего легализованный «транспорт» получал «вторую жизнь». С 2012 года новое руководство УГИБДД УМВД по Приморскому краю поставила всей этой деятельности заслон. Заслон оказался настолько надежным, что под раздачу попались даже добросовестные приобретатели «распилов» и «конструкторов». Работники ГИБДД до сих пор ходят в суды, доказывая, что такие машины – не транспортные средства, а набор запасных частей.

Однако, «ушлых купцов», ввозивших «конструкторы», запрет на их нелегальный бизнес не остановил. Вскоре они придумали новую криминальную схему: ведь надо же куда-то девать оставшееся «железо». А остались десятки тысяч машин, которые не легализованы и в продажу не поступили. Отсюда берут свое начало автомашины-«двойники».

Надежда Ковалевич:

— Машину-«двойник» мошенники делают просто: находят подходящую по цвету, кузову и году автомашину и полностью копируют ее госномер. Потом на имя другого владельца делают очень качественные документы.

Бывает два варианта: документы делают на того человека, на которого записана настоящая автомашина или же делают на другого, который затем этот «двойник» продает. Причем нужно отметить, что подделки документов стали высочайшего качества. Сотрудники нашего отделения, профессионалы, конечно, нашли в них изъяны, но обычный человек, который не имеет дела с этими документами каждый день, таких изъянов не найдет.

Подделываются эти документы в типографиях одной из соседних азиатских стран. Хочу сказать так: на бланках ПТС (паспорта транспортного средства) иностранные типографы воспроизвели не только цвет и волокна бумаги, но даже водяные знаки (!) А в поддельных документах СОР (свидетельства о регистрации) точно воспроизведены все детали. Ошиблись мошенники только в изображении молоточков на печати МОРАС – и то ошиблись ненамного. Суть «двойника» — легализация «конструктора» и «распила».

Подделываются госномера и документы реально существующей машины и, получается, что по городу ездят две внешне похожие машины с одинаковыми номерными знаками. К нам в отделение МОРАС уже обращался возмущенный пенсионер, который обнаружил возле своего дома «Калдину», один в один похожую на свою собственную. Мало того – с такими же госномерами. Такое «криминальное дежа-вю» сначала смутило пенсионера – на какое-то время он, по его собственным словам, даже смутился в собственном психическом здоровье. Мол, нормально ли это, когда собственная машина мерещится? А потом понял, что происходит и очень разозлился. В возмущении он оторвал один из номеров с чужой «Калдины», после чего водитель автомашины-«двойника» предпочел спастись бегством. Что касается случая с Воронежем, где к нам обратился сотрудник полиции, мы сегодня уже направили все документы туда в областное ГИБДД, чтобы там сотрудники ГАИ задержали «двойника» с приморскими номерами. Думаю, «фальшивый» «Харриер» недолго будет кататься по центру России – ориентировка по нему уже ушла в подразделения полиции Центрального федерального округа.

Как спастись от новых автомобильных мошенников Приморья?

Надежда Ковалевич рассказала, что сегодня сотрудники МОРАС УГИБДД УМВД по Приморскому краю проводят большую работу по декриминализации деятельности автопродавцов и по выявлению автомобильных мошенников. Так, с начала 2015 года сотрудниками подразделений МОРАС в следственные органы направлены 40 материалов по фактам выявленных подделок ПТС и СОР. Это те случаи, когда обнаружены конкретно «кинутые» граждане, которым мошенники продали машину «с рук», в которой вварена планка с измененным номером кузова или с перебитым номером двигателя. Очевидно, что мошенничество стало возможным из-за невнимательности самих покупателей – они не убедились, у кого покупали машину, в качестве продавца выступил человек, имеющий ксерокопию паспорта, а не оригинал. А ксерокопии таких людей, как правило, оказываются поддельными. Машины покупались «с рук», по объявлению в сети Интернет.

Совершению преступлений способствовало то, что будущие хозяева не разбирались в особенностях оформления машин и не проверяли «юридическую чистоту» машины. Они на слово верили продавцу, что на копии паспорта (достаточно плохого качества, кстати) изображен он сам или его ближайший родственник. Потом, когда нет оригинала паспорта, а сим-карта лже-продавца оформлена на «мертвую душу», очень трудно найти мошенника.

Недавно именно таким образом мошенники обманули женщину из Владивостока, которая купила «Тойоту Вангард». Машина, ценой 1,2 млн. рублей, оказалась снабженной пакетом ненастоящих документов, измененными номерами кузова и двигателя и, по сути, транспортным средством не является. За 1,2 млн. рублей куплены дороги и красивые запчасти, ездить на которых нельзя. Хотя машина была «на номерах», а по сути, это был очередной «двойник» реально существующей машины.

Как рассказала Надежда Ковалевич, существует несколько простых способов, которые помогают «отсечь» мошенников от продажи и избежать обмана.

Совет первый. Покупать автомашину непосредственно у владельца.

Если человек показывает ксерокопию паспорта «жены», говорит, что она в роддоме, а ему срочно нужны деньги – это «сказка» и признак обмана. Есть ли у обладательницы ксерокопии муж, с настоящего ли паспорта сделана копия – большой вопрос. Получается, что вы покупаете машину у не понять кого и этого «не понять кого» вы можете и не обнаружить потом никогда. Нужно, чтобы человек, на чье имя зарегистрирована машина, показал вам свой паспорт. Если этого не происходит – перед вами мошенник.

Совет второй. Проверить «чистоту» машины в МОРАС ГИБДД

Каждую среду сотрудники МОРАС ГИБДД (расположен по адресу: проспект Столетия, 148) после обеда абсолютно безвозмездно осматривают автомашины на предмет «юридической чистоты». То есть, потенциальный покупатель просит продавца загнать автомашину и инспекторы МОРАС посмотрят, не вваривались ли в кузов планки с новыми номерами, не производилась ли кустарная «перебивка» номера двигателя, не «нахимичил» ли чего-нибудь владелец с документами. Честному продавцу нечего бояться. Продавец же криминальной машины, будь то краденая машина или «двойник», никогда не поедет в МОРАС на проверку. Не едет – значит, мошенник

Совет третий. Не доверять договору купли-продажи как гарантии «чистоты машины»

Очень часто жертвы автомобильных мошенников потом говорят: «Ну, мы же официально оформили договор купли-продажи, а там ничего не сказали…» Компании, которые подписывают такие договоры, ни за что не отвечают. Они берут свою тысячу рублей за бланк и печать. В их обязанности не входит проверка «юридической чистоты» сделки, они даже паспорта не проверяют. Особой «расхристанностью» отличаются многочисленные «частые лавочки» в районе Третьей рабочей. Там не только не смотрят в документы, там еще могут «впарить» поддельный или недействительный бланк ОСАГО. Кстати, договор купли-продажи два гражданина могут оформить сами, абсолютно бесплатно. Два экземпляра документов, два паспорта, две подписи, указание суммы денег за машину (желательно, реальной суммы, а не 10 тысяч рублей, как сегодня принято).

Совет четвертый. Не подписывать договоры «в кустах»

Сотрудники МОРАС отмечают, что чаще всего жертвами мошенников в Приморье становятся те люди, которые подписывали договоры вечером, едва не в кустах при свете луны. Если уж вы и решили подписать договор с первым встречным, то делайте это в каком-нибудь офисе, где есть видеокамера. Например, в офисе Сбербанка. Мотивируйте это тем, что вас нужно снять деньги. Если человек не идет туда, где есть камеры – перед вами мошенник.

Совет пятый. Не оставляйте мошенничество безнаказанным

Если вам пришли квитанции со штрафом из тех мест, где вы не были никогда – быстрее направляйтесь в МОРАС. Скорее всего, вы стали жертвой «двойника». Чем быстрее о нем узнает полиция – тем больше вероятность того, что его начнут оперативно искать и найдут.


Мария Правдина, Олег Фольман


На фото: вот такие «письма счастья» прилетели приморскому полицейскому из-за машины-«двойника», доехавшей до Воронежа.