Уголовщина за рулем: статья 264-я, водительская»

Уголовщина за рулем: статья 264-я, водительская
14:03, 10 июня 2014

Штраф от ГИБДД – еще не самое страшное в судьбе водителя. Гораздо страшнее уголовное преследование по «специальной», водительской статье Уголовного кодекса

«Кровавые колеса»
К числу «водительских кошмаров» можно отнести неожиданный штраф от ГИБДД, «письмо счастья» от ГИБДД как результат фотофиксации дорожного нарушения и такое ДТП, где у виновника нет полиса ОСАГО. Но есть и еще один пункт, о котором многие водители просто не знают, в силу того, что они (тьфу-тьфу-тьфу) с этим не сталкивались. Пункт этот – уголовная ответственность за ДТП, которая регламентируется статьей 264 УК РФ. Правильное название статьи 264 – «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств». Разлет санкций за этой преступлений в российском законодательстве достаточно большой – от штрафа до семи лет лишения свободы. А чтобы вы не думали, что мой рассказ – это очередная «страшилка» на тему морали, приведу официальное сообщение с сайта прокуратуры Приморского края, которое датировано 28 мая 2014 года
«Во Владивостоке директор строительной компании осужден к реальному лишению свободы за совершение ДТП, в результате которого погиб ребенок Советским районным судом города Владивостока вынесен обвинительный приговор директору строительной компании, который признан виновным и осужден по ч. 4 ст. 264 УК РФ (нарушение лицом, находящимся в состоянии опьянения, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека).
Как установлено в судебном заседании, подсудимый, управляя в состоянии алкогольного опьянения седаном «TOYOTA CELSIOR», в районе ул. Лермонтова г. Владивостока превысил скорость и совершил дорожно-транспортное происшествие, сбив переходивших проезжую часть женщину и её малолетнюю дочь 2010 года рождения. Девочка от полученных травм скончалась на месте происшествия, а ее маме были причинены телесные повреждения, повлекшие тяжкий вред здоровью.
Согласившись с позицией государственного обвинения, суд признал фигуранта дела виновным в содеянном и назначил ему 4 года лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима. Кроме этого, по приговору суда осужденный лишен права управлять транспортным средством на срок 2 года. Суд также удовлетворил исковые требования потерпевшей стороны о взыскании с подсудимого морального вреда…»
Конечно, приговор с реальным лишением свободы – это довольно строгое наказание для водителя. Но «сопутствующих наказаний» достаточно – тут и штраф, и лишение права управлять автомобилем и вообще судимость как таковая, которая часто становится «пятном в биографии». Это еще не считая необходимости выплатить потерпевшему денежную компенсацию (добровольно или в рамках гражданского иска по уголовному делу) и оплату услуг адвокатов. Сколько за это время у водителя – виновника ДТП будет попорчено крови и добавится седых волос – счету вообще не поддается. Собственно, тут возникает вопрос – а с какого момента возникает уголовная ответственность за дорожно-транспортное происшествие и где та грань, которая отделяет административное правонарушение от преступления?

Справка журнала «AUTO`МИР»

Статья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, - наказывается принудительными работами на срок до трех лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

5. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, - наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

6. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, - наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до девяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

Примечание. Под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства.

«Непредумышленно покалечил», «неспециально убил»

Как можно понять из формулировки этой статьи УК РФ, «нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» относится к категории непредумышленных преступлений – то есть тех, которых подозреваемый, обвиняемые или подсудимые не замысливал совершить, но совершил. То есть, садясь за руль «синим» гражданин И. просто хотел доехать до дома без приключений и «рояля в кустах» в виде экипажа ГИБДД, но в темноте не увидел пешехода и сбил его. Или же, не справившись с управлением, врезался в другую машину, в которой сильно пострадали люди. Проще говоря, гражданин И. «непредумышленно покалечил» или «неспециально убил» одного или нескольких человек. Кстати, гражданин И. в данном случае отвечает не только за сбитого пешехода или пассажиров и водителя другой машины, в которую он врезался. Отвечает он и за пассажиров своей машины, что немаловажно. Потому что 2-3 человека, которые серьезно пострадали или погибли в ДТП, однозначно «отольются» гражданину И. – автолюбителю реальным сроком лишения свободы. Хотя практика показывает – чаще всего «водители-убийцы» получают в качестве места отбытия наказания колонию-поселение. А иногда и вовсе, будучи арестованными (что случается довольно редко, но все-таки случается) отбывают весь срок в СИЗО и освобождаются прямо в зале суда.

Как и во многих других статьях, в 264-й есть некое противоречие: с одной стороны, преступление вроде бы нетяжкое и непредумышленное, с другой – на дороге погиб человек и эта потеря невозобновима. Как можно оценить потерю родственника? Да никак. Острое внутреннее ощущение потери не измеряется ни годами колонии, ни рублем.

«Нельзя примириться с трупом»!

Некоторое время назад Дмитрий Медведев, занимавший в ту пору должность Президента России, возмутился тем, что по статистке Генеральной прокуратуры РФ довольно большой процент преступлений по ст. 264 УК РФ завершается «ничем». В том смысле, что обвиняемые выплачивают деньги потерпевшим, потерявшим родственника, а те отказываются от каких-либо претензий и дело прекращается. А ведь дело по ст. 264 УК РФ не только сложно большим количеством технических экспертиз – не секрет, что в случает с «трупным ДТП» все участники аварии могут врать или, как минимум, «приукрашать» действительность, но и тем, что при отсутствии видеозаписей (например, съемок с городских камер или видеорегистраторов) нужно полностью восставить картину происшествия. А специалистов в полиции, которые досконально знают такую работу, осталось не так много. На дело влияет все: поджимают сроки следствия, не находятся свидетелей, обвиняемый меняет показания. А тут еще оказывается можно найти такое простое решение, как «примирение сторон». «Я не понимаю, как можно примириться с трупом! – возмущался Дмитрий Медведев на одном из совещаний с представителями правоохранительных органов. – Человек погиб. Он труп. Кто и как с ним может примириться?» Назвав эту ситуацию «попыткой уходить от ответственности», тогдашний гарант Конституции РФ потребовал изменить законодательство. Но тут есть один момент. Одно дело – изменение законодательства, что само себе – процесс не слишком быстрый. Другое дело реально сложившая следственная и судебная практика. Нередки ведь и такие случаи, когда водители несут ответственность за дурацкое поведение самих потерпевших и погибших: да, водитель ехал с превышением, но мог ли он предполагать, что на дорогу вывалится пьяный детина, которые решил перебежать по кратчайшей, на его мутный взгляд, траектории. Удар – труп. Естественно, водитель оплачивает и похороны, и все то, что хотят родственники. И дело прекращено. А вот если дело дойдет до суда и приговора, тут можно схлопотать пару лет реального срока. Который в колонии-поселении курортом все равно не покажется… Вот поэтому-то в большинстве случае граждане-виновники пытаются «мириться с трупами» - тюремная реальность гораздо хуже потери денег.

Ирина Карсакова, адвокат адвокатского бюро «Перспектива», город Уссурийск: - Первое, о чем должен знать каждый человек, который стал участником ДТП, в котором пострадали люди – возбуждено или не возбуждено в отношении него уголовное дело по признакам состава преступления предусмотренного ст. 264 УК РФ. И, если такое дело все-таки возбуждено, нужно обязательно узнать, в производстве какого следователя оно находится. Второе – если вы стали участником ДТП, а проще говоря, виновником (если из-за вас пострадали люди), нужно своевременно получить юридическую консультацию. Обратитесь к адвокату, который специализируется по дорожно-транспортным происшествиям, и достоверно опишите ситуацию. Дело в том, что уголовные дела по ДТП – это специфическая отрасль права. Специфика даже не в том, что обычно в таких делах есть множество экспертиз. Специфика дел по ДТП в том, что итог расследования зависит от позиции потерпевшего (потерпевших). Если участник дорожно-транспортного происшествия пострадал сам – он является потерпевшим, если же он погиб и в этом усматривается ваша вина – потерпевшими признаются его родственники. Согласно Гражданского кодекса РФ, лицо являющееся владельцем источника повышенной опасности (водитель), независимо виновен он или нет, должен возместить причинённый моральный и материальный вред потерпевшему ( потерпевшим). И в таких случаях, когда потерпевший не имеет к виновнику ДТП претензий, если виновник раскаялся и признал вину, уголовное дело в судебном порядке может быть прекращено в связи с примирением сторон.
Данный пункт («примирение сторон») не является реабилитирующим основанием, но, скажем так, может «спасти от наказания». Есть и другая особенность этой категории дел. Мне приходится выступать как адвокату в делах связанных с ДТП как со стороны обвиняемых, так и со стороны потерпевших. Так вот в случаях, когда человек погиб, есть такая особенность: зачастую потерпевшие начинают требовать с виновников ДТП заоблачные суммы – миллионы и десятки миллионов рублей. Нередко бывает так, что родственники погибшего рассматривают дорожную трагедию, как источник обогащения и шанс поправить свое материальное положение. Рассуждают они так: человека (мужа, дочь, брата и т.д.) не вернешь, зато можно заработать на этом пару-тройку миллионов. Я им всегда разъясняю два пункта: брать от виновника деньги можно. И даже нужно. Но нужно понимать, что зачастую виновник может выплатить разом от двухсот до пятисот тысяч рублей. Даже миллион – это неподъемная для многих сумма. И действительно, в моей практике были случаи, когда люди продавали машины и квартиры, чтобы рассчитаться. Это первое. Второе. Не нужно «обогащаться» на таких деньгах. Денежные суммы, полученные потерпевшими за ДТП не должны являться источником дохода, ведь они не являются заработной платой и не заработаны трудом, по этому для восстановления социальной справедливости должны быть потрачены на лечение и восстановление здоровья, либо на воспитание и учебу детей (в случаи гибели родителя), либо на захоронение и памятник погибшего. Но ни в коем случае не на покупку золота и норковые шубы.
Есть тут и такой момент. Уже со стороны обвиняемого. Некоторые потерпевшие, понимая, что родственника не вернуть, соглашаются принять деньги от обвиняемого. Это немалые суммы. Но идти на примирение с обвиняемым потерпевший по той или иной причине не желает. В таком случае, обвиняемый, столкнувшись с такой позицией потерпевших, задумывается и задаёт логичный вопрос: « Если, по решению суда наказание будет – лишение свободы, то зачем оплачивать причиненный ущерб?» И эту позицию можно понять. Позиция потерпевших всегда связана с денежными компенсациями. В ходе расследования уголовных дела, а за тем и рассмотрения их в судебном порядке, я не сталкивалась с тем, чтобы родственники погибшего или погибших сказали бы: «Нам ваши деньги не нужны!» Не хочу никого осуждать, но иногда потерпевшие ходят к виновнику ДТП за деньгами как за зарплатой.
Суммы компенсации материального и морального вреда – всегда разные. Для поселка в приморской глубинке, например, 200 тысяч рублей – большие деньги. У меня был подзащитный, который в Октябрьском районе Приморья сбил 34-летнюю женщину, которая в состоянии алкогольного опьянения пьяная, в ночное время, шла по дороге и катила велосипед. Фактически, она упала ему под колеса. Но уголовное дело по части 3 статьи 264 УК РФ все-таки возбудили – человек-то погиб. В итоге с матерью погибшей договорились на том, что ей будет, как потерпевшей, выплачено 200 тысяч рублей. Когда она писала расписку в получении первой части суммы, а там фигурировало всего 10 тысяч рублей, было понятно, что она таких денег никогда не видела. Она мотивировала получение денег тем, что поставит дочке хороший памятник. По факту, как я понимаю, все полученные деньги были просто потрачены на спиртное… Во Владивостоке потерпевшие просят от 500 тысяч рублей до миллиона. Опять же, у меня был случай в Хорольском районе, когда муж-вдовец, находясь в определенной жизненной ситуации, заявил гражданский иск о возмещении ему убытков, связанных с гибелью жены, в размере одного миллиона рублей. Суд этот иск удовлетворил. Но по факту, виновник аварии эту сумму выплатить не мог и не может – у него просто нет таких денег. Ну и будет он выплачивать эту сумму лет 20-25 маленькими кусками – кому это нужно?

Немного реализма
Если возвращаться к тезисам Дмитрия Медведева о том, что «нельзя примириться с трупом», можно даже добавить немного официальной статистики. Советский район Владивостока – один из самых оживленных в столице Приморья. Его напополам разделяет федеральная трасса, что, в общем-то, влияет на статистику ДТП. И ездят там быстрее, и бьются чаще. Соответственно, и дел по 264 статьей УК – немало. Но есть вот какой момент. Как рассказала корреспонденту нашего журнала помощник прокурора Советского района г. Владивостока Александра Однокол (именно ей чаще всего приходится поддерживать государственное обвинение в делах по 264-й), из 20 уголовных дел, рассмотренных в период с 2012 по 2014 год районным судом, только в шести случаях дело дошло до обвинительного приговора. В остальных случаях потерпевшие и подсудимые предпочли «договориться», в том числе – с использованием «примирения сторон». Несколько дел были прекращены потому, что истек срок давности привлечения обвиняемого или подсудимого к уголовной ответственности. На желание «договориться» прокуратура повлиять не может. Зато на это могу повлиять адвокаты с двух сторон.

Ирина Карсакова, адвокат:
- Очень часто в делах по ДТП в результате, которого участник от полученных телесных повреждений скончался, водитель-то и вовсе невиновен. Таких случаев – масса. Пешеход, в неустановленном для перехода месте, пересекает проезжую часть в состоянии алкогольного опьянения и создает опасную ситуацию. А водитель просто не успевает своевременно отреагировать на опасность, в результате чего совершает наезд. И, естественно, в такой ситуации водитель тоже занимает не слишком «дружественную» и лояльную позицию по отношению к потерпевшим, которые требуют денег. Это тоже неправильно. Люди потеряли близкого человека, а водителю, если потерпевшие его не простят, вполне возможно придется ответить по всей строгости закона. Поэтому я всегда говорю: вы можете не ходить к потерпевшим домой сами. Понятно, что первые дни после трагедии люди просто убиты горем и не хотят никого видеть. Но потом, месяца через 2-3, можно найти того, кто выйдет на родственников погибшего и передаст деньги. Необязательно ходить самому: можно вести переговоры через родственников или через адвоката. Но, если вы не дошли до стадии этих переговоров к моменту окончания следствия, - это, конечно, выглядит странно.
Также, чтобы не стать фигурантом уголовного дела, водитель должен помнить, что «группой риска» в ДТП (я сейчас имею в виду пешеходов) чаще всего являются дети и пожилые люди. И первые, и вторые в силу возраста могут не отдавать себе отчет в степени опасности. Поэтому, если водитель видит, что такие пешеходы как дети – играют вдоль проезжей части, либо около неё, а пожилой человек подходит к проезжей части, то необходимо незамедлительно принимать меры к снижению скорости вплоть до полной остановки. Так как, их действия не предсказуемы. Недавно я приняла участие в расследовании уголовного дела, где телесные повреждения в результате ДТП получил 6-летний ребенок. Там, конечно, впору говорить не о вине водителя, а о вине родителей ребенка. Представьте себе ситуацию: родители с тремя детьми переходили дорогу, причем дорога – это оживленный участок федеральной трассы с соответствующим скоростным режимом. Двум из детей родители сказали: «Бегите, пока нет машин!», те и побежали. А тот, которого родители держали за руку, вырвался и побежал вдогонку за первыми двумя, в то время когда к ним приблизился автомобиль. И ребенок, по халатности родителей, попал под колеса… В такой ситуации, конечно, нужно говорить о вине родителей, но отвечать придется водителю. Если, конечно, его не признают невиновным. Хочу сказать, кстати, что оправдательных приговоров по 264-й статье УК практически нет. На моей памяти было всего несколько случаев, когда водителей оправдывали по этой статье судьи районных судов. Но потом практически все эти приговоры были отменены вышестоящим, то есть, краевым судом…

Непростые выводы

А теперь – самое основное. К выводам. Учитывая тот факт, что ст. 264 УК РФ расследуют сотрудники следственных частей полиции, а там прошли реформы, в результате которых треть профессионалом оказалось за бортом системы МВД, всем сторонам, кто не дай Бог стал обвиняемым или потерпевшим по «автодорожке», нужно хорошо подумать – как себя вести на следствии и в суде. Конечно, если обвиняемый ведет себя по-хамски, не желает искупать свою вину и возмещать ущерб, наверное, он заслуживает визита «к хозяину». Самого строгого наказания . Чтобы на своей шкуре испытал прелести российской пенитенциарной системы. Но с другой стороны остается открытым вопрос – а стоит ли требовать «крови» с виновника ДТП и трагично восклицать: «Где посадки?» Ведь чаще всего вопрос упирается в деньги. Ну и третья сторона. Воспитательная. Надеюсь те, кто прочитал эту статью, сделают для себя выводы о том, что «тише едешь – меньше платишь». Не превышайте скорость. Но носитесь по городу. Будьте бдительнее. Чтобы вас не коснулась пресловутая 264-я статья и прочая «водительская уголовщина».

Александр Огневский, журнал «AUTO`МИР» №87

Редакция выражает благодарность старшему помощнику прокурора Приморского края Елене Телегиной за помощь в подготовке материала.